Почему не надо использовать Lightroom для обработки фотографий

Lightroom для обработки фотографий
Lightroom не может заменить Photoshop, если качество для вас важнее скорости
Почему я не использую Adobe Lightroom для обработки фотографий и не советую этого никому

Обновлено: 21.02.2018

Программы-каталогизаторы нужны любому фотографу, тут нечего обсуждать. Они появились ещё до цифровой фотографии, и ещё с 90-х годов в каждом каталогизаторе предусматривались простенькие возможности редактирования фото. Поправить контраст, яркость, насыщенность, обрезать – всё это они могли. Но ни одному серьёзному фотографу не приходило в голову такую обработку сделать частью рабочего процесса: в работе использовался почти исключительно Adobe Photoshop.

С тех пор ситуация изменилась. Съёмка в RAW стала общепринятой практикой, и без программы-конвертера никак не обойтись. Развитие RAW-конвертеров привело к тому, что значительная часть фотографов большую часть работы теперь делает на стадии конвертации фото, а то и вовсе всю работу. Одним из самых популярных конвертеров, безусловно, стал Adobe Lightroom. Почему же я сам не использую Lightroom для обработки фотографий и не советую его никому?

Причин несколько, и сейчас я рассмотрю их по порядку.

Основные недостатки Lightroom для обработки фотографий

Архаичность обработок

Увы, это главная причина. Устаревший подход к рабочему процессу цифровой «проявки» фотографии в целом и применение давно устаревших инструментов на каждом этапе. Да, все эти инструменты были «рабочей лошадкой» ретушёра-профессионала. Но их время закончилось с десяток лет назад, и получить соответствующий стандартам современности результат с помощью Lightroom невозможно.
Попробуйте поработать в Lightroom с масками, слоями, каналами, режимами смешивания и умножением. Не получается? Это нормально. Всё, что для вас приготовили разработчики – это пара простых кривых и одно каменное рубило.

Нарушенная логика рабочего процесса

Работа над цифровым снимком подчиняется известной логике, по которой выстроены все этапы рабочего процесса. Так же, как строится дом: сначала вам нужно заняться фундаментом, затем поставить стены, крышу, и лишь затем заниматься облицовкой, заклейкой щелей и развешиванием фоточек в паспарту на кухне и в гостиной. В Lightroom эта логика нарушена напрочь. Например, шумопонижение – это то, с чего надо начинать работу, а усиление резкости – то, чем заканчивать. Adobe Camera Raw располагает шумопонижение и усиление резкости на третьей вкладке, вместе, подразумевая, что работа с цветом и тоном предшествует этим операциям. Без комментариев.

Читайте также:  Цвет в фотографии и его правила

Ограниченность возможностей инструментария

Lightroom – своего рода мультитул вроде швейцарского ножа. Вроде бы всё, что может пригодиться, есть, но каждый инструмент в отдельности справляется с задачей много хуже, чем простой и заточенный под эту задачу инструмент, а пользоваться инструментом в целом можно лишь тогда, когда деваться больше некуда и нет выбора. Скажем, на необитаемом острове. Попробуйте перепилить толстую ветку «пилой» из такого комплекта. Только осторожно, распороть собственную руку такой штукой гораздо легче. В ACR эксперты Adobe собрали основные обработки, использовавшиеся с начала 90-х, без оглядки на современные условия, тенденции и правила. Кому-то этого достаточно. Мне – нет.

Неотключаемые обработки «по умолчанию»

Открывая в Lightroom фото, вы получаете не заявленные «сырые» данные, а уже сконвертированный некоторым образом результат, и на результаты уже произведённой коррекции повлиять никак не можете. Хуже того: некоторые обработки вы никак не можете отключить совсем, выставив ползунки «в ноль». Да, у вас всё ещё больше контроля над снимком, чем при съемке в JPEG или TIFF, но много меньше, чем принято думать.

Это свойственно практически всем современным конвертерам RAW, за исключением RPP. Снимая в JPEG, вы принимаете представления о качестве снимка производителей камеры. Снимая в RAW и конвертируя снимок с помощью ACR (Lightroom), вы принимаете представления о качестве снимка разработчиков Adobe.

Преимущества Lightroom

  • Автоматизация и пакетная обработка. Собственно, вся эта автоматизация вшита в ACR, и ограничивается она тем, что вы можете применить настройки к целому сету снимков. В сравнении с тем, что может в этом отношении Photoshop с его меню Automate и Actions, выглядят эти возможности невразумительно.
  • Пресеты. Наборы пресетов, которых фотолюбители и профессионалы в обработке снимков создали воистину тонны, едва ли можно признать адекватным подходом к фотографии. Самое разумное применение этих пресетов – посмотреть, как именно другие настраивают Lightroom, чтобы добиться того или иного визуального эффекта. Но едва ли вы получите точно такой же снимок, какой увидели среди примеров применения этого пресета.
  • Импорт и каталогизация. Собственно, для этого Lightroom и создавался. Насколько удобно в нём эти функции реализованы – судите сами. Для меня это слишком долго, ресурсоёмко, и то же самое я делаю в Adobe Bridge, только чуточку комфортнее.
Читайте также:  Джек Дайкинга, "Магия кадра"

А не разумнее ли использовать Lightroom и Photoshop вместе, в единой упряжке? Импортировать и «проявлять» снимки в Lightroom, а доводить до ума уже в Photoshop? Моё мнение – нет. Те изменения, которые были внесены в снимок на стадии конвертации в Lightroom, становятся скорее помехой, чем подспорьем в работе, поэтому обработки на стадии конвертации в Lightroom стоит ограничить двумя ползунками – «Баланс белого» и «Экспозиция». Все остальные ползунки оставьте в положении «0», а соответствующие операции проводите исключительно в Photoshop.


Если у вас хорошая камера, работаете вы только с ней, в студийных условиях, и вам никогда не приходится сталкиваться со сложными и незнакомыми условиями работы, – возможностей Lightroom может быть достаточно. Но даже в этом случае от исходного файла можно добиться много большего, если используете более подходящий инструмент, чем ограниченный набор ползунков в Adobe Camera Raw (а ACR и является основным средством редактирования Lightroom).

Резюме
Почему не надо использовать Lightroom для обработки фотографий
Название статьи
Почему не надо использовать Lightroom для обработки фотографий
Описание
Может ли Adobe Lightroom заменить Photoshop? В статье рассмотрены основные недостатки и достоинства Lightroom в качестве инструмента каталогизации и обработки фотографий.
Автор
Издатель
aromaesthetica.ru
More from Виктор Петров

Улучшение детальности и резкости фотографии

Улучшение детальности и резкости фотографии – сложная тема. Попытаемся избежать чрезмерного теоретизирования...
Read More

2 комментария

  • Отчасти согласен, хотя и считаю, что статья весьма категоричная и провокационная. Lightroom’ом как програмным продуктом вообще не пользуюсь, проявляю фотографии через модуль Adobe Camera Raw. Но я как раз из тех, кому ACR в большинстве случаев достаточно. Когда речь идет об обработке серий из сотен и тысяч фотографий, и для каждой требуется строгий визуальный контроль — Automate и Actions не самые лучшие помощники, по-моему.

    • Согласен, элемент провокации в тексте выражен, и многое спорно. Но я долго пытался упростить процесс обработки, используя ACR (и Lightroom), кроме них перебрал ещё много конвертеров. Пришёл к выводу, что на уровне простой «проявки» они пригодны, но для более серьёзной ретуши использовать их я просто не могу. Скажем, как в RAW-конвертере работать с микроконтрастом, или сложными алгоритмами усиления резкости? Нет способа, и вряд ли появятся. И работать с цветом можно только в рамках цифрового профилирования и коррекции, только RPP позволяет работать с «плёночными» профилями прямо со старта.
      Думаю, в ближайшее время выложу новый текст со сравнением процессов проявки плёнок и печати с негатива с современными аналоговыми процессами. Сейчас многое уже почти ушло, а благодаря использованию RAW-конвертеров и из цифровой обработки тоже исчезает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *