Как выбрать фотоаппарат для съёмок фуд-фото и на что обратить внимание при выборе

фотоаппарат для фуд-фото, старинный плакат о фуд-фотографии
Камеры Kodak использовались для съемокъ кушаній задолго до появленія айфоновъ
Выбирая фотоаппарат для фуд-фото, можно сразу наткнуться на категоричное мнение: «Если вы снимаете не на *тут название определённой модели*, то вы не профессионал, и у вас ничего не получится!». Но так ли это?

Обновлено: 21.02.2018

Если бы результаты зависели исключительно от статуса и стоимости оборудования, всё было бы просто. Можно сразу купить какую-нибудь цифровую среднеформатную камеру. Выбор небогатый, поскольку линейка специфическая, а стоимость «тушки» сравнима с ценой за квартиру где-нибудь в Митино. Сразу приобретете репутацию суперпрофессионала, и можно даже не выкладывать в Instagram фото еды, просто описать в профиле свой стафф. А если всё же планируете снимать – читайте дальше.

Что такое «профессиональный фотоаппарат»

«Профессиональный» – условное понятие. Если вы своей камерой зарабатываете деньги, камера автоматически переходит в разряд профессиональных. Человек, далёкий от фотографии, думает, что где-то есть такие особые очень дорогие камеры с кнопкой «Шедевр». Но профессионализм определяется умением ставить перед собой задачи и умением эти задачи решать, при этом с помощью того, что есть под рукой. С какими проблемами может столкнуться профессионал? Вот примеры:

  • Камера слишком медленно фокусируется, и я не успеваю сделать снимок вовремя.
  • Меня не устраивает цветопередача, камера искажает цвета.
  • Снимкам не хватает детальности.
  • Камера очень «шумит» на высоких значениях ISO при съёмке в условиях низкой освещённости.
Решение этих задач не всегда связано с заменой камеры. Главную проблему – неумение снимать, – покупкой более дорогой камеры решить нельзя.  Есть камеры, созданные исключительно для больших профессионалов. Стоимость их начинается от 500 тысяч рублей (и это без оптики, только «тушка»), а для обработки снимков таких камер нужна графическая станция. Особенность такого оборудования: такие камеры не прощают ошибок. Вообще. Никаких. Надо быть мастером, чтобы пользоваться таким оборудованием.

Выбирая камеру, учитывайте два таких момента:

  1. За каждую опцию, предоставляемую камерой, придётся заплатить. Готовы ли вы платить за ненужные возможности?
  2. Вы должны чётко представлять, что именно хотите от камеры.

И если первый пункт всё ещё упирается в бюджеты, то второй определяет вас как профессионала, чётко осознающего, что бывает, а чего нет.  Составьте список необходимых опций, и исходя из этого списка выбирайте аппарат.  Ниже перечислены основные особенности, на которые надо обращать внимание.

Тип камеры

Это первый ключевой момент, и зависит он от идеологических основ. Фуд-фото как особый жанр появилось сравнительно недавно. Фотографировать еду для поваренных книг пытались ещё на заре фотографии, но вплоть до середины прошлого века еду для рекламы предпочитали рисовать: технические возможности не позволяли снимать еду достаточно аппетитно. С появлением смартфонов с встроенными камерами хипстеры получили возможность показывать окружающим, как разительно их рацион отличается от еды простого народа. Снял смузи с маффинами – покажи людям, тебе есть чем гордиться! Понятно, что это съёмка в полевых условиях. Вы не потащите с собой в кафе или ресторан серьёзную камеру, и света там идеального не будет, да ещё и пост-обработка в смартфонах до недавнего времени не была предусмотрена. В конце концов, для соцсетей важнее геолокация и эффектные хэштеги, всё равно никто всматриваться в такое не станет. Купите айфон, в последней версии он даже глубину резкости уже может имитировать, почти как настоящий фотоаппарат.

Читайте также:  Как сохранять изображения для сайтов

Если вам нужен фотоаппарат для фуд-фото, понимаемого как постановочные натюрморты в условиях домашней студии, смартфон в качестве фотоаппарата – не для вас. И «мыльница» – тоже. Вам нужна зеркалка, пусть даже самая простая. О зеркальных камерах поговорим позже, а пока просто сделайте себе пометку: «съёмка натюрмортов – купить зеркальную камеру с макрообъективом». Такие снимки уже можно использовать в полиграфии, например, для журналов и книг.

Беззеркалки – также отличный выбор, но цена на них в 2-3 раза выше, чем на зеркальные камеры начального уровня.

Третья категория – фуд-фото как рекламное фото. Если вы снимаете еду для использования снимков в рекламе или планируете этим заняться, то должны понимать, что для такого рода снимков есть определённые технические требования. Здесь очень важны технические характеристики камеры, и вам придётся взять камеру с фуллфрейм-матрицей, а ещё лучше – тот самый средний формат, позволяющий делать отпечатки во всю стену.

Чего брать наверняка не стоит – это компактные камеры («мыльницы») и псевдо-зеркалки («суперзумы»). Причины:

  • Компактные камеры (несмотря на заявленные мегапикселы) – это крохотные шумные матрицы низкого разрешения, а к ним вдобавок – ужасная оптика.
  • Псевдозеркальные фотоаппараты (суперзумы) намного медленнее настоящих зеркальных камер, при этом стоят практически столько же. И объектив у суперзума поменять тоже нельзя.

Возможность сохранять снимки в RAW

Если цифровой фотоаппарат не умеет сохранять снимки в RAW – это повод подумать о покупке нового. RAW – своего рода цифровой негатив, благодаря которому можно «вытянуть» картинку, снятую в самых неблагоприятных условиях, с ошибками экспозиции, неверно выставленным балансом белого, без потери качества на стадии сохранения оригинального снимка. Съёмка с сохранением кадра в формате JPEG таких возможностей не даёт, а каждое сохранение файла JPEG приводит к деградации качества снимка.

Фарш невозможно провернуть назад!

Утраченную информацию о свете, цвете и деталях восстановить нельзя, никаким редактированием (хотя некоторые вещи можно имитировать или даже дорисовать, но это уже за пределами фотографии).

Управление цветом

Цвет – критически важный параметр для фуд-фото. Притом такой параметр, который не воссоздать потом средствами редактирования. Тема управления цветом сложна, и её не раскрыть в рамках этой статьи. Рассмотрим лишь основы, которые вы должны знать, если хотите заниматься фотографией серьёзно.

Камера ничего не знает о цвете сама по себе. Информация о цвете хранится в цветовых профилях, своего рода описаниях, где сказано, что вот этот тон – чёрный, а вот этот – зелёный или серо-буро-малиновый.

Читайте также:  Почему не надо использовать Lightroom для обработки фотографий

Цветовые профили значительно отличаются по цветовым охватам. Некоторые цветовые профили созданы для профессионального оборудования, а некоторые – для бытового. Профессиональные цветовые профили, например, Adobe RGB, описывают значительно большее количество оттенков, чем бытовой любительский профиль sRGB-1966.

Что это значит применительно к съёмке? Если камера работает с любительским цветовым профилем sRGB-1966, вы потеряете значительное количество информации о цвете ещё на стадии сохранения снимка в камере, и всё это скажется на картинке. Не будет глубокого чёрного, яркого белого, будет вялая картинка с блеклыми застиранными цветами.

И вот тут стоит усвоить ещё одно важное правило фотографа:

Снимайте и сохраняйте снимки в максимально доступном качестве. Испортить картинку вы всегда успеете потом, но исходный файл сохраняйте с максимальным качеством. Не жадничайте!

Примечание: если конечный результат съёмки – картинки для Instagram, можете не забивать себе голову этой проблемой.

Динамический диапазон

Камера видит не так, как человеческий глаз. Представьте, что вы смотрите на залитую солнцем летнюю улицу. Вы можете видеть, что происходит в тени, и можете видеть ярко освещённые участки улицы. Камера так не умеет. Её динамический диапазон (то есть возможность одновременно фиксировать тени, средние тона и область светов) гораздо уже динамического диапазона человеческого глаза. Иными словами, камера видит лишь одну область спектра – либо тени, либо света.

Сравнение обычного снимка и HDR-изображения
Фото слева — то, как видит камера. Обратите внимание на светлые области, в них отсутствует детальность. Фото справа — HDR, сохранена детальность как в тенях, так и в светлых областях

Чтобы снять изображение с более широким динамическим диапазоном, можно собрать изображение HDR. Обычно HDR-изображения собирают из трёх снимков, сделанных с разной экспозицией. На одном чётко проработаны тени, на другом – средние тона, на третьем – область светов. В результате получается изображение, которое ни одна камера снять не может. Если вы готовы собирать такие изображения – на качество матрицы можно внимания не обращать, тут годится практически любая камера.

Но качество матриц у разных производителей отличается, если говорить о динамическом диапазоне. Динамический диапазон сенсоров Canon уже динамического диапазона сенсоров Nikon. Если сравнивать конкурирующие модели Nikon D800 и Canon EOS 5D Mark III, то у Nikon динамический диапазон составляет 14,4 EV, а у Mark III – 11,7 EV.

В целом вопрос «Никон» или «Кэнон» – чисто риторический.  В обеих линейках есть взаимозаменяемые камеры, отличающиеся лишь незначительными параметрами и стоящие примерно тех же денег. Выбор определяется лишь личными предрассудками и привычками, парком объективов под определенный байонет, плюс какими-то нюансами, которых нет у конкурирующей модели.

Что это значит на практике? Если вы снимаете фуд-фото в низком ключе (low key, иногда используют термин dark food photo), то при равных условиях и одинаковой экспозиции снимки, сделанные на Nikon, будут лучше проработаны в светах и тенях, а их детальность будет выше в сравнении со снимками, сделанными на Canon. А следственно, меньше возни в редакторе, меньше дублей, меньше брака (о технических стандартах фото поговорим отдельно, в другой статье).

Читайте также:  Павел Косенко, "Живая цифра"

Кроп или фуллфрейм?

Матрицы зеркальных фотоаппаратов бывают двух типов: фуллфрейм (полноформатная) и кроп (урезанная). Полноразмерная матрица равна размерам кадра 35-мм плёнки. Кроп-матрица меньше и дешевле. Применительно к нашей теме из этого проистекают два основных следствия:

  1. Размеры матрицы сказываются на возможностях используемых объективов. Например, 50 мм объектив с кроп-матрицей превращается в объектив с фокусом 75 мм (в зависимости от кроп-фактора конкретной матрицы).
  2. Техническое качество снимков, снятых на фуллфрейм, чуточку выше, если вы снимаете на широкоформатную печать. Если вы снимаете исключительно картинки для сайтов и соцсетей – разницы нет.
отличие кроп-матрицы от фуллфрейм полноформатной матрицы фотоаппарата
Чем отличается полноформатная матрица от кроп-матрицы

Камеры с полноформатной матрицей дороже камер с кроп-матрицами. Обычно фуллфрейм-матрицы – принадлежность фотоаппаратов, позиционируемых как профессиональные.

Оптика

Вот мы и добрались до самого важного момента, определяющего выбор камеры. Покупка фотоаппарата в наше время – это заключение долговременного союза с производителем. Выбрав определённого производителя «тушки», вы на годы вперёд обречены покупать объективы, сделанные для этой модели, а качество оптики имеет определяющее значение для качества снимка. Отличная камера с плохим объективом означает плохие снимки, которые никаким редактирование в «Фотошоп» уже не исправить.

vintage photo poster
Во времена Ilex добиться рѣзкости изображенія съ помощью ретуши было затруднительно.
Не совершайте обычную ошибку начинающего фотографа: никогда не покупайте камеру с идущим к ней в довесок китовым объективом (обычно это дешёвенький зум). Берите только «тушку», а в дополнение к ней сразу возьмите качественным «полтинник» (объектив с фокусным расстоянием 50 mm. Это универсальный объектив, например, Картье-Брессон снимал почти исключительно «полтинником».

Классический фото-кит фуд-фотографа состоит из камеры и набора объективов («штатного» 50-мм объектива и макро-объектива). Поэтому ещё до покупки камеры стоит уточнить, есть ли для выбранной камеры достойные объективы. Выбор качественной оптики сегодня велик, нужно лишь изучить обзоры и тестовые снимки и почитать отзывы владельцев.

Рекомендую начинать с объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Зум-объективы удобны, это действительно оптика на все случаи жизни, но для фуд-фотографии они подходят хуже, чем для съёмки свадеб или жанровых сцен.

Подробно о выборе объектива для фуд-фотографии читайте здесь.

И в заключение

Итак, азы, существенные для выбора камеры, мы рассмотрели. На самом деле все эти моменты второстепенны по отношению к более важным моментам: таланту и готовности развиваться. Никакая камера не снимет за вас и не заменит внимательные глаза, развитый вкус и умелые руки.

Рынок фототехники развивается, и бывшие лидеры производства цифровой техники уступают позиции новичкам, камеры среднего ценового диапазона не уступают технике профессионального сегмента, «беззеркалки» вытесняют зеркальные камеры.

Хотите начать? Возьмите камеру и начните, все остальные вопросы решите по мере их возникновения. Дорогу осилит идущий!

 

Резюме
Как выбрать фотоаппарат для съёмок фуд-фото и на что обратить внимание при выборе?
Название статьи
Как выбрать фотоаппарат для съёмок фуд-фото и на что обратить внимание при выборе?
Описание
На что обратить внимание при выборе фотоаппарата для фуд-фото
Автор
Издатель
aromaesthetica.ru
More from Екатерина Наумчик

Кекс из тыквы с кумкватом

Я очень люблю сочетание тыквы и кумквата. Аромат тыквы сам по себе...
Read More

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *