Содержание
Обновлено: 23.12.2018
В качестве примера я взял случайное фото с бесплатных стоков.
Исправьте цветовую гамму
Способов изменить цветность средствами цифрового редактирования – тонны. Но прежде, чем менять что-то в цвете, начните учитывать простые правила:
- Цветовые искажения могут быть приятными, а могут полностью убить впечатление. Приятные цветовые искажения, как правило, предусматриваются разработчиком носителя, будь то плёнка или «цифра». Да, практически все знаменитые плёнки жёстко искажали цвет в угоду каким-то психологическим особенностям целевой аудитории. Например, знаменитые слайдовые плёнки: для американского потребителя выбирались те цветовые профили, где кожа людей выглядела более загорелой. Для японцев загорелая кожа – признак простолюдина, аристократы бледны. Поэтому насыщенность цвета на таких плёнках снижена, и тёплые цвета выглядят холодными. Европейские слайдовые плёнки передавали цвет сдержанно, с минимальными искажениями.
А ведь есть ещё камеры класса lo-fi, подобные Holga и Diana с их чудесными искажениями, благодаря которым даже кадр, снятый в прыжке из-под левой ноги без прицела, кажется стрит-артом. И это тоже плёнка! - Цифровые камеры в своих первых версиях (к которым относятся и любимые народами Canon EOS Mark Blablabla) сделаны с акцентом на чисто технических параметрах (разрешение, скорострельность и прочая ерунда). С цветом они не работают в принципе, вернее, работа с цветом реализована там по остаточному принципу: эта «желтит», эта «зеленит». Полная свобода для пользователя: вертись, как хочешь. Но уже сейчас есть камеры (смотрим на беззеркалки Fuji) где изначально задействованы аналоговые цветовые профили).
Однако всё это лирика, которая может не иметь к вам никакого отношения. У вас есть цифровая камера и готовый снимок с гадким цветом (обычно это синевато-зеленая блеклая низкоконтрастная гамма). Что нам с ней делать?
- Исправьте цвет по точкам. Даже этого обязательного шага может быть достаточно, чтобы снимок заиграл новыми гранями. Но в целом – это лишь обязательная ступень доведения будущей карточки до ума.
- Выведите цвет по световым областям. Алгоритм прост: в света – больше жёлтого, в средние тона – чуточку больше жёлтого и красного, в тени добавляем холода. Чувствуете, как изменился цвет?
- Плагины. Вы никак ручками не придадите снимку тот самый плёночный цвет. Нет способа, кроме кропотливой доводки каждого конкретного снимка до некоторого стандарта из вашей головы. И да: у вас нет этого стандарта. Поэтому используйте какой-нибудь плагин для фотошопа, заточенный под эти задачи. Их много, они неоднозначны и неравноценны. Выбирайте для себя.
Перераспределяем визуальные акценты
Чтобы направить внимание зрителя на нужные моменты, у фотографа есть множество средств, используемых при съёмке:
- Поиск ритма, рифмы
- Свет
- Цвет
- Геометрия кадра
- Ассоциативные ряды
И бог знает что ещё. Всё зависит от таланта, момента и видения. Но вот кадр сделан, а там ничего этого нет. Камера не поняла, что вы там увидели, и показывает собственную хмурь и пустоту, сведенную к средне-серому. Выкидывать картинку? Не торопитесь.
Цифровое редактирование всё ещё позволяет вам выделить важное с помощью правок светового и цветового баланса. Помните:
- Фон – бледнее, беднее
- Важное – ярче, светлее
И даже тут у вас есть ещё много-много способов добиться желаемого
- Притемните края. В классической фотографии виньетирование было проблемой: оптика была настолько паршивой, что падение света по краям кадра было неизбежностью. Как показала практика, это вовсе не недочет: визуально более тёмные края делают кадр намного привлекательнее. Никаких ограничений, можете даже имитировать снимки в духе «пинхол» (pinhole).
- Высветлите логический центр. Да, он может вообще не соответствовать центру геометрическому. Делать это можно как автоматически с помощью плагинов или экшенов (action в фотошопе), так и вручную, по маске. Можете просто имитировать вспышку, а можете аккуратно вывести важное с помощью «кривых», вопрос замысла, материала и навыков.
- «Прижмите» фон. Согласно теоретическим представлениям о композиции со времен Леонардо да Винчи, фон должен быть неброским, блеклым, видимым сквозь дымку. Ваша оптика такого не умеет? Не беда, если у вас есть «Фотошоп». Используйте любой удобный инструмент, который позволит вам приглушить цвет и контраст фона, не задевая переднего плана и главных объектов кадра. Видите, как изменился объём? – Вы на правильном пути.
Текстурирование
Знаете, за что многие ненавидят «цифру» и обожают «аналог»? – Речь о текстуре. Цифровая матрица – набор датчиков, на которые подаётся электричество. Результат – мёртвая текстура с равномерными пикселями и отвратительного вида электрическими наводками. Плёнка устроена не так: кристаллы серебра с их фрактальной структурой дают очень красивое зерно с уникальным рисунком. Снятое на плёнку чисто технически выглядит намного красивее. Это первый важный момент.
Второй момент: пустая ровная текстура кадра скучна. Глазу не за что зацепиться. Сравните лист белого пластика и старую бетонную стену, всю в трещинках и выбоинах. Вы заснете, глядя на пластик, и вы можете придумать целую историю, глядя на рытвины и перепады бетона. Точно так же работает текстура в фотографии.
А вывод отсюда простой: начните коллекционировать аналоговые текстуры, которые можно добавлять к цифровым фото. Лично у меня – огромная коллекция: здесь есть текстура плёночного зерна (спасибо Борису Ситникову, который не поленился отсканировать десятки разных плёнок и выложить это богатство в интернет), сканы текстурной бумаги со всеми её пятнами, заломами, откровенной грязью, а также искусственно созданными текстурами, где есть практически всё: зерно, мусор, и даже виньетирование.
При аккуратном использовании ваше фото приобретет видимую, но неосознаваемую текстуру, в экстремальных случаях вы получите подобие фресок, очень старых фотоснимков, и даже живописных работ маслом со всеми кракелюрами и искажениями естественного контраста. И кто сможет остановить вашу творческую мысль?
Имитация аналоговых носителей
Ценители фотографии хорошо знают, что такое цианотипия, ломография, поляроиды и прочие такие слова, с помощью которых можно вызвать дьявола. С точки зрения ценителей современных цифровых камер – это какой-то каменный век. Но так думают лишь те, кто плохо понимает фотографию как таковую, а в качестве главного мерила использует цену. А мы с вами говорим всё же о фотографии и даже в некотором роде – об искусстве, и потому возьмём из классики лучшее, что там было.
Разумеется, аналоговая фотография в чистом виде – это использование тех самых камер, той самой бумаги или других носителей, и обязательная печать. Мы можем только имитировать какие-то эффекты. Но надо понимать: все эти lo-fi камеры и процессы позволяли получать результаты, способные впечатлять – и с гарантией. Так почему бы не использовать эти средства и нам? Хотя бы на уровне имитации.
В интернете энтузиасты выложили множество отсканированных текстур, экшенов и плагинов, позволяющих получить неплохие имитации аналога. Конечно же, всё это – подделка. Но мы же не говорим о достоверности? Нам просто нужно получить более впечатляющую обработку некачественного изначально снимка. Просто погуглите по ключам «имитация holga», «lomo photoshop action», «polaroid photoshop action» – вы наверняка найдете что-то для себя.
Заключение
Фотография прожила уже полтора столетия. На все вопросы уже даны ответы, или, как минимум, были попытки такие ответы дать. Насколько они точны? – Решать вам. Больше или меньше ретуши, лучше или хуже оптика, соответствовать реальности или творить своё видение – всё это уже было.
Не зацикливайтесь на готовых и примитивных решениях, ограничивающих вашу фантазию и творческие замыслы. Используйте опыт предшественников, даже если у вас нет замысла снять что-то настолько впечатляющее, чтобы мир замер в восхищении. И тогда вы в любом случае сделаете шаг вперед. Мы не станем выяснять, кто сильнее – слон или кит. Стать лучше, чем ты мог бы быть – более интересная задача.
Творите!