Выбираем объектив для фуд-фото

Выбираем объектив для фуд-фото
Фикс-"полтинник" и макрообъектив — всё, что надо для фуд-фото
На что обратить внимание, если вы выбираете объектив для фуд-фото? Для такой съёмки не нужна какая-то супертехника, и сверхъестественные по возможностям и цене объективы тоже не нужны. Надо учитывать несколько моментов, и хотя бы примерно представлять, какие проблемы ждут на пути к кристально резким и чудесно размытым фотографиям.
(Обновлено: 21.02.2018)

Съёмка еды — разновидность предметной съёмки, и у неё есть свои особенности, которые мы рассмотрим позже. Сначала же выясним, какие объективы для фуд-фотографии точно не стоит покупать.

Объективы не для фуд-фото

Широкоугольные объективы

К широкоугольным объективам относят объективы с фокусным расстоянием меньше нормального (от 40 мм и меньше). Такие объективы используются преимущественно для съёмки пейзажей и архитектуры. Благодаря фокусному расстоянию угол обзора у широкоугольных объективов увеличен. Суперширокоугольные объективы (их ещё называют «рыбий глаз») обладают углом зрения в 180º. Если надо снять что-то большое, находясь вплотную к нему — нужен «ширик».

Широкоугольные объективы искажают перспективу и объёмы объектов съёмки. Если вы будете снимать на «ширик» портреты друзей — вы останетесь без друзей. А ещё вас могут просто побить.

Понятно, что для съёмок еды такая оптика не подходит. Исключение: иногда безумные повара чтобы войти в книгу рекордов Гиннеса решают испечь Самый Большой в Мире Пирог. Вот тут для съёмок и понадобится широкоугольный объектив.

Телеобъективы

К длиннофокусным объективам (телеобъективам) относят объективы с фокусным расстоянием, превышающим диагональ кадра в несколько раз. Величина получается достаточно условной. Исходите из того, что длиннофокусные объективы — это объективы свыше 75 мм в зависимости от кроп-фактора используемой камеры.

Телеобъектив, в отличие от широкоугольного объектива, создан для того, чтобы визуально приближать объект съёмки. Чаще всего телеобъектив используют в практике репортёры, папарацци, или фотографы-анималисты на съёмках дикой природы. Едва ли фуд-фотограф будет снимать салатики с расстояния в километр от тарелки. К тому же телеобъективы «плющат» картинку, так что качественный натюрморт с красиво переданным пространством телеобъективом снять сложно.

Зум-объективы

Зум-объектив — объектив с переменным фокусным расстоянием. Идея хороша: когда нужно он работает как широкоугольный объектив, но вот поворот колесика — и у вас уже портретник или телевичок. Не надо бегать, и большой простор для творчества. Зум — лучший друг репортажного или свадебного фотографа. Но у зумов есть серьёзные недостатки. Например, зумы не могут быть светосильными. Дешёвые зумы годятся для любительских съёмок пикников, а дорогие весят и стоят как самолёт, и всё равно уступают по качеству фиксам.

Читайте также:  Почему не надо использовать Lightroom для обработки фотографий

Для начинающего фотографа, ещё не определившегося с приоритетами, такое стекло годится. Для серьёзной съёмки натюрмортов зумы подходят плохо, разве что вы не собираетесь предъявлять особых требований к качеству фото и художественности картинки.

На самом деле, и «ширики», и «телевички», и тем более зумы можно использовать для предметной съёмки. Но в этом всегда есть изрядная доля эксперимента, и вы должны чётко понимать возможности и недостатки такой оптики. Если вы только начинаете — оставьте эксперименты на потом.

Объективы для фуд-фотографии

Портретный фикс 50 мм

Пожалуй, это идеальный объектив для съёмки еды. Главное, на что стоит ориентироваться при выборе: светосила, отсутствие искажений, оптический рисунок (тут уже дело вкуса).

Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы не пропустить новые статьи и рецепты!
@aromaesthetica

Главная особенность «полтинника»: он видит мир примерно так, как видит человек. То есть фото, сделанное «полтинником», выглядит максимально естественно и лишено геометрических искажений, характерных для широкоугольных или длиннофокусных объективов. Ключ к этому — в фокусном расстоянии: оптимальный фокус, позволяющий передавать геометрию без искажений — 50−75 мм. Если вы используете «полтинник» на камере с кроп-матрицей, реальное фокусное расстояние объектива будет составлять 75 мм (в зависимости от кроп-фактора).

Если вы только присматриваетесь к покупке фотоаппарата для съёмки фуд-фото — начните с этого «стекла».

Макро-объективы

Макрообъективами называются объективы, способные фокусироваться на сверхмалых расстояниях до объекта съёмки. Даже профессиональные фотографы считают, что макро-оптика — это такое, букашек-таракашек снимать. Да, букашек снимают только макро-объективами, но макро — это не только для энтомологов. Главная особенность макро-объективов — способность выхватить нечто из окружающей привычной реальности и показать отдельно, акцентировав внимание только на нём. И этим нечто может быть что угодно, включая еду. Хотите показать текстуру-фактуру? Кристаллы сахара на печенье, разрез сочного пирога с начинкой, испарина на бокале с напитком, — макро!

Не стоит начинать первые опыты в фотографии с макрообъектива: это оптика не для новичка. Вы должны хорошо понимать, как работает диафрагма и как рассчитывается глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).

Ещё одно достоинство макро-объективов: низкие геометрические искажения. Поэтому макро-объективы хороши даже для съёмки портретов (если вы снимаете в стиле Анджея Драгана, когда чем выше детальность кожи, тем лучше. Женские портреты на макро-оптику лучше не снимать. Побьют).
Главный минус макро-оптики: ГРИП таких объективов мала. Если вы снимаете объект вплотную, для получения чёткого рисунка придётся собирать его из нескольких кадров (это называется стеком) в программном редакторе, с довольно непредсказуемым результатом. О технике стекинга по фокусу читайте здесь. Для того же, чтобы снять нечто крупное, придётся отойти от объекта съёмки подальше.

Читайте также:  Как сохранять изображения для сайтов

Почему 50 mm не заменит макрообъектив

50 mm не умеет снимать вплотную. Если нужно показать объект крупно, с текстурой и фактурой, можно обрезать кадр, потеряв в качестве. А можно просто снять на макрообъектив крупно, резко и с полиграфическим качеством
Как уже было сказано выше, цели у портретных объективов и макро совершенно разные. В этом и заключается разница в оценке качества таких объективов. Портретник должен уметь максимально открывать диафрагму и красиво «мазать» без искажений, а задача макрообъектива — изображать максимально резко с необходимой глубиной резкости без искажений, а это возможно лишь на прикрытой диафрагме. «Мажет» же макро в любом случае, на любой диафрагме.

Примечание. Не стоит брать для съёмки фуд-фото макро-объективы для кроп-матрицы с фокусным расстоянием более 100 мм, если вы не Лена Летучая в поиске бактерий в тарелке.

На что стоит обратить внимание, выбирая объектив для фуд-фото

Светосила

Для объектива достаточно рабочей диафрагмы 2−2,8. Многие объективы с заявленной светосилой 1,4−1,8 нормально снимать с такой «дыркой» не могут — появляются хроматические аберрации (выглядят эти аберрации как отвратительные цветные ореолы вокруг тонких деталей. Их можно убрать в редакторе, если постараться).

Наличие оптического стабилизатора

Стабилизатор облегчает жизнь фотографу, особенно если речь идёт о съёмке макро, где малейший сдвиг объектива во время съёмки превращается в испорченный кадр. Объективы со стабилизатором стоят в 1,5−2 раза дороже обычных объективов, но это разумное вложение денег для профессионала. Если вы снимаете неподвижные предметы и исключительно со штатива — от стабилизатора можно отказаться.

Юстировка

Бывает, что вам достаётся объектив со сбитым автофокусом. Это значит, что объектив не может сфокусироваться точно. К счастью, это легко лечится в любом сервисе. Однако при покупке объектива стоит проверить фокусировку: в хорошем магазине ваш объектив проверят при вас, за дополнительную плату или бесплатно.
Примечание. Неспособность камеры сфокусироваться там, где надо, называется бэк-фокусом и фронт-фокусом. Не всегда в появлении этого дефекта виноват объектив, причина может обусловлена в системе фокусировки камеры или несовместимости с моделью объектива.

Читайте также:  Улучшение детальности и резкости фотографии

Скорость автофокуса

Многие макро-объективы фокусируются долго и мучительно. Скорость фокусировки обеспечивается качеством встроенного в объектив мотора. Если вы планируете фокусироваться исключительно вручную, этим пунктом можно пренебречь.

Виньетирование

Виньетирование — это падение освещённости по углам кадра. Как правило, чем старше и проще объектив — тем с большей вероятностью проявляется этот дефект. Виньетирование нельзя назвать серьёзным дефектом: оно легко устраняется в любом графическом редакторе. Более того: виньетирование используют как художественный эффект, позволяющий акцентировать значимые элементы изображения.

Заключение

Если вы выбираете объектив для фуд-фото, приобретите светлый фикс-«полтинник».

«Светлый» объектив — значит, с диафрагмой 1.4−2.8. Бывают и более светлые объективы, но цена их много выше, чем может позволить себе обычный фотограф, а «рабочей» остаётся диафрагма 1.4−2.0.

По ценам на 2017 год стоимость таких объективов колеблется от 4 до 25 тысяч рублей. 50 мм объектив годится не только для съёмок фуд-фото, на него снимают портреты, репортажи, жанровые сцены, пейзажи. Потом, когда придёт время, обратите внимание на макро-оптику. И собственно, нет никаких причин не поэкспериментировать с объективами, созданными для других задач: нет канонов, нет правил, никто не запрещает пробовать новое.

Резюме
Выбираем объектив для фуд-фото
Название статьи
Выбираем объектив для фуд-фото
Описание
На что обратить внимание при выборе объектива для фуд-фотографии, какие виды объективов подходят, а какие — нет. Советы и рекомендации.
Автор
Издатель
aromaesthetica.ru
Автор

Эксперт аромакосметологии с 2004 года, журналист, фотограф, создатель проекта Aromaesthetica.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *