Содержание
Обновлено: 21.02.2018
Съёмка еды – разновидность предметной съёмки, и у неё есть свои особенности, которые мы рассмотрим позже. Сначала же выясним, какие объективы для фуд-фотографии точно не стоит покупать.
Объективы не для фуд-фото
Широкоугольные объективы
К широкоугольным объективам относят объективы с фокусным расстоянием меньше нормального (от 40 мм и меньше). Такие объективы используются преимущественно для съёмки пейзажей и архитектуры. Благодаря фокусному расстоянию угол обзора у широкоугольных объективов увеличен. Суперширокоугольные объективы (их ещё называют «рыбий глаз») обладают углом зрения в 180º. Если надо снять что-то большое, находясь вплотную к нему – нужен «ширик».
Широкоугольные объективы искажают перспективу и объёмы объектов съёмки. Если вы будете снимать на «ширик» портреты друзей — вы останетесь без друзей. А ещё вас могут просто побить.
Понятно, что для съёмок еды такая оптика не подходит. Исключение: иногда безумные повара чтобы войти в книгу рекордов Гиннеса решают испечь Самый Большой в Мире Пирог. Вот тут для съёмок и понадобится широкоугольный объектив.
Телеобъективы
К длиннофокусным объективам (телеобъективам) относят объективы с фокусным расстоянием, превышающим диагональ кадра в несколько раз. Величина получается достаточно условной. Исходите из того, что длиннофокусные объективы — это объективы свыше 75 мм в зависимости от кроп-фактора используемой камеры.
Телеобъектив, в отличие от широкоугольного объектива, создан для того, чтобы визуально приближать объект съёмки. Чаще всего телеобъектив используют в практике репортёры, папарацци, или фотографы-анималисты на съёмках дикой природы. Едва ли фуд-фотограф будет снимать салатики с расстояния в километр от тарелки. К тому же телеобъективы «плющат» картинку, так что качественный натюрморт с красиво переданным пространством телеобъективом снять сложно.
Зум-объективы
Зум-объектив — объектив с переменным фокусным расстоянием. Идея хороша: когда нужно он работает как широкоугольный объектив, но вот поворот колесика – и у вас уже портретник или телевичок. Не надо бегать, и большой простор для творчества. Зум – лучший друг репортажного или свадебного фотографа. Но у зумов есть серьёзные недостатки. Например, зумы не могут быть светосильными. Дешёвые зумы годятся для любительских съёмок пикников, а дорогие весят и стоят как самолёт, и всё равно уступают по качеству фиксам.
Для начинающего фотографа, ещё не определившегося с приоритетами, такое стекло годится. Для серьёзной съёмки натюрмортов зумы подходят плохо, разве что вы не собираетесь предъявлять особых требований к качеству фото и художественности картинки.
На самом деле, и «ширики», и «телевички», и тем более зумы можно использовать для предметной съёмки. Но в этом всегда есть изрядная доля эксперимента, и вы должны чётко понимать возможности и недостатки такой оптики. Если вы только начинаете – оставьте эксперименты на потом.
Объективы для фуд-фотографии
Портретный фикс 50 мм
Пожалуй, это идеальный объектив для съёмки еды. Главное, на что стоит ориентироваться при выборе: светосила, отсутствие искажений, оптический рисунок (тут уже дело вкуса).
Главная особенность «полтинника»: он видит мир примерно так, как видит человек. То есть фото, сделанное «полтинником», выглядит максимально естественно и лишено геометрических искажений, характерных для широкоугольных или длиннофокусных объективов. Ключ к этому — в фокусном расстоянии: оптимальный фокус, позволяющий передавать геометрию без искажений — 50-75 мм. Если вы используете «полтинник» на камере с кроп-матрицей, реальное фокусное расстояние объектива будет составлять 75 мм (в зависимости от кроп-фактора).
Если вы только присматриваетесь к покупке фотоаппарата для съёмки фуд-фото – начните с этого «стекла».
Макро-объективы
Макрообъективами называются объективы, способные фокусироваться на сверхмалых расстояниях до объекта съёмки. Даже профессиональные фотографы считают, что макро-оптика – это такое, букашек-таракашек снимать. Да, букашек снимают только макро-объективами, но макро – это не только для энтомологов. Главная особенность макро-объективов – способность выхватить нечто из окружающей привычной реальности и показать отдельно, акцентировав внимание только на нём. И этим нечто может быть что угодно, включая еду. Хотите показать текстуру-фактуру? Кристаллы сахара на печенье, разрез сочного пирога с начинкой, испарина на бокале с напитком, — макро!
Ещё одно достоинство макро-объективов: низкие геометрические искажения. Поэтому макро-объективы хороши даже для съёмки портретов (если вы снимаете в стиле Анджея Драгана, когда чем выше детальность кожи, тем лучше. Женские портреты на макро-оптику лучше не снимать. Побьют).
Главный минус макро-оптики: ГРИП таких объективов мала. Если вы снимаете объект вплотную, для получения чёткого рисунка придётся собирать его из нескольких кадров (это называется стеком) в программном редакторе, с довольно непредсказуемым результатом. О технике стекинга по фокусу читайте здесь. Для того же, чтобы снять нечто крупное, придётся отойти от объекта съёмки подальше.
Почему 50 mm не заменит макрообъектив
50 mm не умеет снимать вплотную. Если нужно показать объект крупно, с текстурой и фактурой, можно обрезать кадр, потеряв в качестве. А можно просто снять на макрообъектив крупно, резко и с полиграфическим качествомКак уже было сказано выше, цели у портретных объективов и макро совершенно разные. В этом и заключается разница в оценке качества таких объективов. Портретник должен уметь максимально открывать диафрагму и красиво «мазать» без искажений, а задача макрообъектива – изображать максимально резко с необходимой глубиной резкости без искажений, а это возможно лишь на прикрытой диафрагме. «Мажет» же макро в любом случае, на любой диафрагме.
Примечание. Не стоит брать для съёмки фуд-фото макро-объективы для кроп-матрицы с фокусным расстоянием более 100 мм, если вы не Лена Летучая в поиске бактерий в тарелке.
На что стоит обратить внимание, выбирая объектив для фуд-фото
Светосила
Для объектива достаточно рабочей диафрагмы 2-2,8. Многие объективы с заявленной светосилой 1,4-1,8 нормально снимать с такой «дыркой» не могут – появляются хроматические аберрации (выглядят эти аберрации как отвратительные цветные ореолы вокруг тонких деталей. Их можно убрать в редакторе, если постараться).
Наличие оптического стабилизатора
Стабилизатор облегчает жизнь фотографу, особенно если речь идёт о съёмке макро, где малейший сдвиг объектива во время съёмки превращается в испорченный кадр. Объективы со стабилизатором стоят в 1,5-2 раза дороже обычных объективов, но это разумное вложение денег для профессионала. Если вы снимаете неподвижные предметы и исключительно со штатива – от стабилизатора можно отказаться.
Юстировка
Бывает, что вам достаётся объектив со сбитым автофокусом. Это значит, что объектив не может сфокусироваться точно. К счастью, это легко лечится в любом сервисе. Однако при покупке объектива стоит проверить фокусировку: в хорошем магазине ваш объектив проверят при вас, за дополнительную плату или бесплатно.
Примечание. Неспособность камеры сфокусироваться там, где надо, называется бэк-фокусом и фронт-фокусом. Не всегда в появлении этого дефекта виноват объектив, причина может обусловлена в системе фокусировки камеры или несовместимости с моделью объектива.
Скорость автофокуса
Многие макро-объективы фокусируются долго и мучительно. Скорость фокусировки обеспечивается качеством встроенного в объектив мотора. Если вы планируете фокусироваться исключительно вручную, этим пунктом можно пренебречь.
Виньетирование
Виньетирование – это падение освещённости по углам кадра. Как правило, чем старше и проще объектив – тем с большей вероятностью проявляется этот дефект. Виньетирование нельзя назвать серьёзным дефектом: оно легко устраняется в любом графическом редакторе. Более того: виньетирование используют как художественный эффект, позволяющий акцентировать значимые элементы изображения.
Заключение
Если вы выбираете объектив для фуд-фото, приобретите светлый фикс-«полтинник».
«Светлый» объектив – значит, с диафрагмой 1.4-2.8. Бывают и более светлые объективы, но цена их много выше, чем может позволить себе обычный фотограф, а «рабочей» остаётся диафрагма 1.4-2.0.
По ценам на 2017 год стоимость таких объективов колеблется от 4 до 25 тысяч рублей. 50 мм объектив годится не только для съёмок фуд-фото, на него снимают портреты, репортажи, жанровые сцены, пейзажи. Потом, когда придёт время, обратите внимание на макро-оптику. И собственно, нет никаких причин не поэкспериментировать с объективами, созданными для других задач: нет канонов, нет правил, никто не запрещает пробовать новое.