Содержание
Обновлено: 21.02.2018
Главные особенности макрообъективов
Макрообъективы обладают тремя главными особенностями:
- Способны снимать очень близко к объекту съёмки
- Рисуют очень резко
- Снимают с малой глубиной резкости.
Перевожу на русский: с помощью макрообъектива вы можете подробно показать текстуру и мельчайшие детали объекта съёмки в максимально доступном разрешении и размере. Но в зоне резкости при съёмке вплотную будет лишь очень узкая полоска в несколько миллиметров. Даже при прикрытой диафрагме. Это очень обидно, но таковы законы физики.
Чтобы выйти за пределы этого ограничения, используем стекинг по фокусу (брекетинг по фокусировке). Иными словами, надо отснять несколько кадров, в каждом из которых точка фокусировки смещается от самой дальней точки, которая должна быть резкой, до самой ближней. Или от ближней к дальней, неважно. Просто нужно снять несколько кадров, из которых можно в предназначенных для этого программах создать такое композитное изображение, где будет резкой не узенькая полоска, а всё, что нужно.
Что такое стекинг по фокусу
Стекинг по фокусу происходит от английского stack – «стопка», «кучка», в русском языке иногда используют термины «сшивание», «фокусная вилка» или «фокусный брекетинг». «Вилка» бывает экспозиционной, фокусной, компоновочной, и используют её соответственно, чтобы получать панорамные изображения, HDR, или просто в затруднительных условиях, когда одного кадра для получения приличной картинки не хватает. Съёмка натюрморта с большой глубиной резкости – как раз такой случай.
Для получения такого натюрморта нам понадобятся:
- Какие-нибудь объекты съёмки
- Фотоаппарат
- Макрообъектив
- Штатив
- Соответствующие программы
Думаю, с объектами, камерой и оптикой вопросов нет. А вот для сшивания стека понадобится соответствующая программа. Таких программ на сегодняшний день не очень много. Можно использовать привычный Adobe Photoshop, но лично я результатами его «сшивания» недоволен, и рекомендую использовать более подходящие программы. Наиболее известны Helicon Focus и Zerene Stacker. Здесь будет показана работа в Helicon Focus, но вам ничто не мешает проделать то же самое в других программах, принцип действия у них общий.
Съёмка натюрморта макрообъективом для стека
Для съёмки натюрморта я воспользовался оказией: Екатерина снимала свои баночки-цветочки и кремы, и мне не пришлось выкладывать что-то своё. Не ищите в моём примере композицию, смысл и художественное содержание, это исключительно техническая съёмка. Задача этой статьи – показать, как совместить несколько кадров с малой глубиной резкости, снятых на макро-объектив, для получения одной, с увеличенной глубиной резкости.
Устанавливаем камеру на штатив, выбираем точку съёмки, переводим фокусировку на ручное управление, и начинаем снимать, потихоньку, миллиметр за миллиметром, смещая фокус. Чем меньше шаг и больше кадров – тем больше шансов получить идеально резкое изображение с большой глубиной резкости.
Важно!
При съёмке стека для совмещения фокуса лучше перестраховаться, сделав больше кадров. Если какая-то зона в стеке окажется вне фокуса, итоговый кадр будет испорчен, и ретушь уже не поможет.Снимки я делаю с экспозицией -1 EV или даже -1.5, потому что восстановить детали в тенях проще, чем вернуть выбитые света. Для съёмки стекла стоило бы накрутить на объектив поляризационный фильтр, чтобы избавиться от блика у горлышка флакона, но мне было лень.
Мой стек из примера ниже состоит из десятка кадров, хотя реально можно было обойтись 5-7 кадрами. На одном из скриншотов ниже видно, что подготовил я даже 11 кадров, но один из кадров «Фотошоп» по неведомой причине отверг, и в стекинг по фокусу вошло лишь 10 кадров.
Итак, снимки сделаны. Экспозиция одна и та же, точка съёмки не менялась, все отличия – лишь сдвиг фокуса от ближней точки до самой дальней. Пора подготовить стек для последующей компоновки.
Подготовка изображений в Adobe Photoshop
Я снимаю в RAW, и чтобы получить готовые для сшивания снимки, надо конвертировать RAW в более подходящий формат изображений. В принципе можно обойтись тем же Lightroom с пакетной обработкой, если вам это привычнее. Я использую Adobe Bridge, Adobe Camera RAW и Image Processor.
В Adobe Bridge выделяем нужные изображения, и в меню Stack группируем.
После этого в меню Tools выбираем Photoshop – Image Processor.
В Image Processor устанавливаем свои настройки, выбираем папку назначения, формат, и запускаем процессор.
Поскольку я снимал в RAW, настройки всех кадров Image Processor выполняет аналогично настройкам конвертации самого первого кадра. Как правило, я ставлю все настройки в 0, кроме экспозиции и небольшой коррекции цветовой температуры.
Спустя минуту сконвертированные в TIFF снимки готовы для дальнейшего «сшивания». Время запускать Helicon Focus!
«Сшиваем» фотографии стека в Helicon Focus
Загружаем в Helicon Focus подготовленные изображения.
После того, как вы убедились, что ни одна фотография из стека не пропала, жмите кнопку Render.
Несколько секунд — и Helicon Focus просчитывает маску, по которой генерирует композитное изображение, где собраны важные детали из всех фотографий в стеке.
Готовое изображение можно подретушировать непосредственно в Helicon Focus по маске, выбрав соответствующий источник из стека. После этого остаётся сохранить результат. Готовую картинку, сгенерированную с помощью стекинга по фокусу, я подкорректировал в Adobe Photoshop, результат — на заглавном изображении статьи и ниже.
Вот для сравнения снимок на макрообъектив с фокусировкой на этикетке флакона. Бутон пиона, лепестки и листья на переднем плане вне зоны резкости. На снимке справа все сюжетно важные объекты натюрмотра прорисованы резко.
Вот фрагменты переднего плана для сравнения в большем разрешении:
Отмечу, что Helicon Focus умеет работать непосредственно с файлами RAW, но в этом случае настраивает конвертацию в автоматическом режиме. Почему автоматическая конвертация в RAW — грех, рассказано в статье о детальности и резкости изображений.
Отлично и понятно. Спасибо!
Еще слышал про использование » макро салазок». Что это и как ими пользоваться знаете?
Суть в следующем: у описываемого в статье способа есть недостатки. А именно: вращая фокусировочное кольцо объектива, вы меняете не только фокусировку, но и масштаб изображения. Чтобы избежать этого, используют салазки – разновидность штативной головы, с помощью которой можно смещать камеру в заданной плоскости целиком. Ровно, точно, с заданным шагом, без рывков и смещений.
Самые хитрые сочетают использование салазок с управлением камерой через ноутбук. Не очень мобильный аппаратно-программный комплекс, но качество результата заметно выше.
Для съёмки макро на профессиональном уровне салазки – мастхав, как и хороший штатив.
Спасибо за пояснение.
А в описываемом в статье примере Вы снимали без салазок? Замечательно же получилось.
Наверное, салазки сто процентов понадобятся там, где необходимо обеспечить очень большую глубину резкости и искажения будут сильно заметны.
Да. Салазки хороши там, где нужна высокая точность, даже прецизионность. Скажем, предметная съёмка «ювелирки», или детальных «портретов» букашек, где должен быть виден каждый волосок и пылинка.
Я снимаю преимущественно натюрморты, там такая точность не нужна, и софт неплохо справляется с искажениями, правки не нужны.
Хм.. Сомнительное объяснение про салазки: если фотоаппарат будет смещаться к предмету съемки или от него, масштаб также будет изменяться как и при перестройке фокусировки.
Другое дело, что использование салазок с управляемым приводом позволяет легко автоматизировать процесс съемки требуемого набора кадров.
Анатолий, да, ваша трактовка точнее. Искажения будут неизбежно, но хотя бы появляется контроль.